Дальневосточные
морские рубежи России характеризуются высокой штормовой активностью, существенно
повышающей требования по мореходности к океанскому кораблю. Отсутствие
обустроенных портов-убежищ на северо-восточном побережье острова Сахалин
повышает востребованность научных исследований в области создания систем
оперативного контроля обстановки на море, обеспечения эффективности и
безопасности плавания, оптимизации проектных решений для кораблей и судов повышенной
мореходности. При изучении проблем безопасности штормового плавания в морских
акваториях Сахалинской области в экспедиционных условиях выполнены длительные
по времени записи координат судна с ежесекундной дискретностью, в которых
отчетливо проявляется динамика качки и ходкости судна, с достаточной
достоверностью выделяются пульсации поверхностных течений в диапазоне сейшевых
колебаний уровня моря. Сравнение длинноволновых пульсаций, полученных путем
реальных измерений с борта экспедиционного судна и в результате вычислительных
экспериментов, дают качественно идентичные результаты. Использование такой
подвижной сети измерителей параметров морского волнения, непрерывно
поставляющих информацию о состоянии моря в единый аналитический центр, может
существенно повысить эффективность морских служб Сахалинской области, отвечающих
за спасение человеческой жизни на море, а также за своевременные прогнозы
морских наводнений и цунами на побережье.